|
а вы причащали ребенка после крещения?
Каждый праздник, воскресный,
а порой и будний день в любом
православном храме можно наблюдать
длинную очередь из мам и бабушек,
реже — отцов с детьми на руках,
следующих ко Святой Чаше. Крестив
свое дитя, все они услышали совет:
«А теперь приносите причащать». Но
как это сделать, когда и зачем? Об
этом рассказывает священноигумен
Феогност (Пушков), кандидат
богословия, клирик Украинской
православной церкви Московского
патриархата.
Евхаристия — Жертва и Трапеза
Христа, которую Он предлагает нам.
На этой Трапезе Он даёт Себя нам в
пищу, дабы мы жили и существовали
Им, в Свете Его Присутствия. Без
участия в Евхаристии немыслима жизнь
в Церкви, без Евхаристии нет Церкви.
Но если трапеза есть выражение любви
того, кто её накрывает, то и участие
в трапезе без ответной любви
преступно. На трапезу Христа
невозможно «согнать». Человек сам
должен жаждать и алкать этой
Небесной Пищи. Это, к слову,
является и ответом на вопрос: «А
сколько раз в месяц причащаться»? А
сколько хочешь, только лишь бы это
«хотение» было выражением всего
существа, всей горячей любви. Когда
есть такое желание, то и вопроса не
возникает, так как жажда богообщения
не знает пресыщения. Если мы
пресытились, значит, перестали
любить. Преступно приступать к
Евхаристии без этого внутреннего
чувства любви и жажды встречи с
Богом.
Если таково условие участия в
Трапезе Христа, то как быть с
Причастием детей?
Если ваш ребенок — совсем
кроха
Как и в случае с Крещением,
Причастие младенцев основывается на
их участии в жизни Церкви по вере
Церкви, выраженной в лице
восприемников (иначе именуемых
«крёстными родителями»). Эта вера —
не абстракция, а живое и реальное
переживание взрослыми людьми
религиозной истины, исповедуемой
Церковью. Эти люди берутся донести —
на уровне поступков, слов и примера
— эту истину до детей. Они берут на
себя ответственность за привитие
младенцам основ религиозности.
Младенец — существо весьма чуткое. И
хотя он лишен «сознания» в нашем
понимании этого смысла, у него
существует богатый внутренний мир
подсознания, его внутреннее
самосознание, хотя еще и не
дифференцировано, но «работает» на
непостижимом для нас уровне. Ребенок
в состоянии «бессознательного бытия»
впитывает окружающую его среду, как
губка. Именно в это время
формируется психика ребенка,
закладываются черты его характера. И
в это время важно всё, что его
окружает — поступки родителей, их
слова, эмоциональный фон в семье.
Ребенок, не умея «понять»,
подсознательно ощущает боль и
переживания родителей.
На этом фоне важна религиозная
атмосфера в семье. Чтобы Евхаристия
и молитва для этого ребенка стала в
будущем действительно желанной и
любимой реальностью, он должен
чувствовать молитвенную атмосферу
своих родителей, всей своей семьи.
Многие, «принося детей к причастию»,
а сами стоя в храме ровным счётом
как дикари, потом задают вопрос:
«Почему наши дети так кричат, когда
мы их несём к причастию»? Да потому
что их родители сами не понимают,
для чего они принесли своих детей в
храм и чего они сами тут забыли! Я
уже не первый год служу в сане
священства и имею возможность
наблюдать, что, когда родители сами
глубоко воцерковлены, сами регулярно
причащаются, их дети ведут себя в
храме как ангелы. Потому что
религиозность впитывается с молоком
матери — не только в переносном, но
и в буквальном смысле этой фразы.
Семья, по мысли христианских
писателей древности, «малая
Церковь», то есть, ячейка Церкви
(советские социологи часто любили
повторять, что семья — «ячейка
общества» — по сути, терминология
взята из христианского взгляда на
семью). Христианская жизнь не терпит
формализма. Христианская Церковь —
это Семья Христова. Ей надо жить, а
не «забегать изредка», чтобы вложить
в уста младенцев Божественные
Таинства и убежать снова к своим
грехам и заблуждениям. Христианство
начинается с изменения сознания.
Когда младенцы чувствуют «отсутствие
души» в поступках родителей (а они
это чувствуют), они начинают
протестовать против этой фальши. Они
протестуют не против Бога и Таинств.
Они протестуют против того, ощущение
святости чего им не привили своим
примером родители. Они протестуют
против бездушия. Играть в религию
недопустимо. И дети против такой
игры, когда видят, что в эту игру
играют родители.
Что делать? Известное дело:
воцерковляться всей семьёй. Или, по
крайней мере, начинать
воцерковляться матери (если другая
половина не соглашается идти путем
религии). Родители дома должны
ежедневно совершать свои молитвы к
Богу, читать Слово Божье — даже в
присутствие маленьких детей.
Молиться о них в их же присутствии.
Но главное, чтобы все это делалось с
душой, от сердца. Тогда и будет
создаваться духовная среда в семье.
И эту духовную среду будут впитывать
души детей. Родители могут передать
детям свою любовь к богослужению,
молитве. Дети тоже почувствуют это.
Если малыш задает вопросы
Все чаще и чаще сталкиваюсь с
оторванностью жизни наших прихожан
от Церкви, с оторванностью
Евхаристии от реальной духовной
жизни нашего народа. Евхаристия не
воспринимается большинством
причастников как та встреча со
Христом, которую они постоянно ждут,
жаждут и которой живут. Они, в
большинстве своем, даже не знают,
для чего они причащаются и
Чего (Кого)
они причащаются. Массовая тотальная
профанация особенно чувствительна на
причастии детей,которых приводят «благочестивые бабульки к Причастию со словами «сейчас батюшка сладенькое лекарство даст». Бывают такие
ситуации, что священник просто теряет дар речи. Из личного опыта хотелось бы привести два случая. В первом случае бабушка ведёт внучка и увещает: «Ты ротик открой, а батюшка тебе микстурку даст», на что проворный внучек отвечает чуть не с руганью (в тоне явного
отторжения): «А я что, не могу дома из
бутылки микстуру выпить? Чего ты меня
сюда притащила?». Пришлось прямо у Чаши
«заградить уста» старой наставнице юного
поколения, а отроку задать вопрос:
— Ты в Бога веришь?
— Не уверен.
— А чего ж ты сюда
пришел?
— Так вот она
(показывает на свою бабушку) притащила. Причащать его, естественно,
не стал. Ибо такое причастие не только ему на пользу не пойдёт, но
еще в детской душе заложит основы протеста против религии.
Другой случай
закончился, правда, отрадней. Тоже бабушка привела отрока лет 8-9
причащаться «сладенького медку», и тоже был вопрос: «А чего мне дома
меду не дали?» Но мальчик оказался весьма проворным и
любознательным. Пока я причащаю грудных младенцев, слышу, как отрок
проворно бабушке возражает: «Это же храм, ты мне что-то говорить не
хочешь, почему? Я уже взрослый, и я хочу знать, что это тут дает
батюшка». Но вместо здравого религиозного ответа, идущего от
любящего сердца, со стороны старушки последовал ответ, словно его
породило каменное бесчувствие: «Тебе это не обязательно знать, ты,
главное, покушай это, а потом вырастешь — узнаешь». Опять я
отстраняю в сторону эту наставницу, а мальчику прямо у Чаши провожу
первое поучение о Таинстве:
— Ты в Бога веришь?
— Верю, и даже
молюсь, как умею.
— Молодец. А вот
здесь, в Чаше, Дар Христа — это Его Таинства, приобщение к Его
Жизни, к Его Телу и Крови. Знаешь кто такие доноры?
— Да, в школе
говорили, они кровь сдают для других.
— Ну так вот, самый
совершенный и самый настоящий Донор — Христос, Он отдал всю Свою
жизнь, чтобы мы ее принимая в Себя, жили Им.
— Здорово! И мне
можно принять То, что Он дал тебе в эту Чашу?
— Конечно, можно!
Как
подготовить детей к Причастию
1. Несомненно,
начинать надо с воцерковления и духовного образования родителей.
Необходимо осознать нужду в воцерковлении их собственной
жизни. Они же часто относятся к Церкви не как к семье, а
как к аптеке: пришел, заплатил, получил рецепт — выдали лекарство.
Эту патологию и аномалию сознания необходимо исправить. Вся семья
может вместе подготовиться к Причастию и причаститься на воскресной
или праздничной службе. Ежевоскресное причастие — норма для
верующих. На первых порах, конечно, младенца можно принести к
Причастию в будние дни, придя не к началу службы, а к концу (с
грудным младенцем). К примеру, многие мои знакомые многодетные семьи
поступают так: в воскресенье мама с грудными детьми сидит дома, а
отец с теми, что постарше, идёт в храм и причащается, а в
понедельник мама несёт младенцев в храм и причащает их. Сама же она
причащается в субботу (или в другой день недели, когда у мужа
выходной, и он сидит с детьми — и это речь о многодетных
семьях).
2. У римо-католиков
существует очень хорошая традиция: они готовят ребенка к первому
причастию. Проводят беседы, учат молиться и рассказывают о Тайной
Вечере, о Крестных страданиях и о Воскресении Христа. Я по этому
вопросу специально советовался с католическими священниками.
Спрашивал: «Может быть такое, что ребенок прошел без подготовки?».
На что получил ответ отрицательный, потому что священник спрашивает
у ребенка о вере перед первым причастием, спрашивает, прошел ли он
катехизацию. И только если родители сами очень воцерковленные, эти
беседы могут быть сведены к 15-минутному диалогу священника с
ребенком. Священники родителям ставят это в обязательное условие —
подготовку к причастию детей на этом уровне. Несомненно, если
родители воцерковляются, когда ребенку уже лет 5-7, то такая беседа
возможна именно перед его первым причастием.
3. Если же ребенок
с рождения введён в пространство церковной жизни, то родителям
просто следует «нащупать» тот возраст, когда ребенок уже вполне
может «понимать», вступать, так сказать в диалог с родителями. В
этом возрасте следует выдержать «паузу» перед причастием ребёнка,
причём, так, чтобы ребенок помнил свое предыдущее причастие, и
задавал вопрос: «Когда меня поведут к причастию»? Желательно было
бы, чтобы он сам озадачился этим вопросом. И вот когда он задаст
такой вопрос, ему следует ответить, что он теперь уже должен
подготовиться к причастию, потому как раньше — когда он был еще
совсем малышом — ему можно было причащаться без подготовки. А
теперь, когда он садится за стол, он должен сам мыть руки, а когда
идет к Причастию, должен подготовиться к нему. Тут даже необходимо
подчеркнуть, что он стал взрослее. Своё сознательное участие в
Евхаристии он должен пережить как момент взросления (а для ребенка
это очень важно — ощущать свой взросление). И в его сознании
навсегда отложится ассоциация с тем, что взросление неразрывно
связано с сознательным участием в богослужении. Развитие должно быть
гармоничным, и чуткие объяснения основ веры и молитвенной жизни
должны сопровождаться личной глубокой религиозностью наставника
этого ребенка. И ребенок будет воспринимать как неотъемлемые этапы
взросления, привитые ему уроки нравственности, культуры и
религиозности.
игумен Феогност
(Пушков)
|
|